тел: 8(926)432-06-02
e-mail:
   

Заглянем в завтрашний день

Заглянем в завтрашний день

Конструкторы считают, что основное направление в развитии землеройных машин, и прежде всего экскаваторов,- это увеличение их производительности за счет применения машин все большей единичной мощности. Что это значит? А это значит, что конструкторы хотят как можно полнее использовать потребляемую машиной энергию. Взять хотя бы роторные экскаваторы. Уже сейчас создаются такие траншеекопатели с огромными роторами, которые за один только час работы вынимают до 3000 кубометров грунта. И не просто грунта, а залегающего в зонах вечной мерзлоты. Такая машина продвигается в мерзлом грунте со скоростью 400 - 500 метров в час, образуя при этом траншею глубиной 3 и шириной 2 - 2,5 метра.

Созданы принципиально новые самоходные скреперы с ковшами емкостью 25 кубометров, с высокими транспортными скоростями - до 60 километров в час. Это позволяет эффективно использовать их на стройках. Можно предположить, что землеройные машины будущего будут иметь более универсальные рабочие органы: трансформирующиеся, гибкие, способные по заданной программе изменяться и выполнять различные операции. Пока это только идея. Для воплощения ее нужны новые материалы, новые принципиальные решения. Но есть уже и конкретные предложения. Например, предложено в экскаваторе использовать шаровую фрезу, снабдить его отвальным устройством, расположенным в трубе, и дополнить отвалом. Это будет совсем новая машина.

Много внимания уделяют конструкторы системам автоматического управления тяжелыми машинами, заняты они и разработкой систем управления комплексами машин, объединенных одним технологическим циклом, одним производственным заданием. Автоматизированные строительные машины смогут работать за десятки и сотни километров от населенных пунктов, если будут иметь дистанционное управление. Именно так инженеры предполагают управлять мощным бульдозером-элеватором, работающим от реактивного двигателя.

Но уже сейчас среди «землекопов» XX века есть такие, которые используют для «рытья» не механические средства, а... реактивную тягу. Таким реактивным буром сверлят, например, вентиляционные шахты. Это на сегодняшний день один из самых совершенных горнопроходческих инструментов. Такой принцип может быть использован и в машинах, роющих котлованы под опоры линий электропередач. Уже и сейчас для работы в мерзлых грунтах широко применяют теплохимические методы. Например, на трассе Байкало-Амурской магистрали для установки свай под опоры используют сначала пар. Он действует как первопроходчик, прокладывает путь в мерзлой почве. Затем в это отверстие опускают полую трубу, заполненную другим «агентом» - фреоном. Тем самым, который создает холод в домашнем холодильнике.

И здесь фреон нужен для охлаждения сваи в летнее время, когда мерзлый грунт в этих областях подтаивает. А вокруг охлажденной сваи остается плотное кольцо замороженного грунта, который надежно ее удерживает. В этом методе успешно сочетаются тепло и холод. Но ученые подумывают и об огневом методе разработки грунтов. Они предлагают нагревать грунт до температуры 3200 градусов, превращая его в газ. Пока это только предположения, но, может быть, где-то эта идея и найдет практическое применение.




© Эль-Переезд
8(926)432-06-02