тел: 8(926)432-06-02
e-mail:
   

Топ-топ топает «малыш»

Топ-топ топает «малыш»

На смену первым небольшим землеройным машинам пришли стальные богатыри. Гигантские размеры машин и огромные мощности, необходимые для их работы, потребовали от инженеров новых решений. Эти новые детища должны быть прочными, устойчивыми, надежными. И вот конструкторы решили научить этих «малышей» ходить. Шагающий ход — это было принципиально новое инженерное решение. До сих пор машины передвигались только на колесах, лыжах или гусеницах. И вот было предложено поставить экскаватор на центральную опору, снабдить его еще четырьмя лыжами с самостоятельными приводами и заставить его передвигаться, поочередно переставляя «ноги».

В то время когда экскаватор поднимает ноги, он опирается на плиту. Он может пройти какой-то путь на лыжах (или по рельсам, если они проложены) и занять нужное для работы положение. Такой ход был необходим мощным тяжелым машинам, ковш которых порой может вместить жилую комнату. Сам же экскаватор выглядит как целый многоэтажный дом. Стальные богатыри — так называют эти машины. Это и вправду богатыри. Ведь только один шагающий экскаватор Ш-20, 90, выпускаемый Уральским машиностроительным заводом, может за время чуть больше одной минуты поднять груз в 30 тонн и перенести его своей стальной рукой на расстояние 200 метров. Такие машины начали трудиться в 1982 году в карьерах горно-обогатительного комбината в г. Марганец Днепропетровской области, а также в объединении «Эстонсланец».

Строительство шагающего экскаватора — дело непростое, поэтому в год делают всего несколько таких экскаваторов и выпуск каждого из них — это большое событие, как для их создателей, так и для тех, кто будет на них работать. Они являются гордостью каждой стройки, каждого карьера, так как они работают в сложных условиях, их красят обычной краской, подходит даже краска для потолка на маслянной основе. И даже наблюдать за тем, как они трудятся, увлекательно и интересно. Работающий шагающий экскаватор поражает своей мощью, размахом, четкостью. Кажется, что за всеми его действиями стоят незримые исполнители, подчиненные могущественному властелину. От его «дыхания», от «биения его сердца» зависит работа и других машин в карьере — мощных большегрузных самосвалов, железнодорожных составов, готовых принять его «дары» из многотонного ковша, чтобы доставить уголь, РУДУ, строительные материалы туда, где их ждут домны, топки электростанций, строительные площадки.

На самых важных объектах работают эти гиганты. Стали они и украшением строек Сибири, где поразили своей мощью не только сибиряков, но и посетивших эти стройки иностранных гостей. Корреспондент газеты «Социалистическая индустрия», побывавший в одном из районов, где проходит Байкало-Амурская магистраль, встретил там Председателя Компартии Дании Й. Енсена. На вопрос корреспондента, что больше всего гостю запомнилось в Сибири, Енсен ответил: «Мы посетили один из угольных разрезов. Наблюдали, как экскаваторы советского производства высотой с многоэтажный дом загружали углем 180-тонные самосвалы. Управляет машиной один человек».



© Эль-Переезд
8(926)432-06-02