тел: 8(926)432-06-02
e-mail:
   

Бульдозерист-альпинист

Бульдозерист-альпинист

В Большой советской энциклопедии о бульдозере написано следующее: «Служит для планировки и небольшого перемещения (на расстояние 60—170 м) грунтов, послойного копания строительных и дорожных материалов, полезных ископаемых». Вот все, что этой машине было «написано на роду»: будничная жизнь — расчищать, разравнивать, перемещать. Словом, быть на подхвате у больших и серьезных машин. Но в умелых руках, оказывается, и эта машина способна на гораздо большее.

Умение штурмовать горные вершины механизатор Л. Тасота приобрел еще во время прокладки в Карпатах магистралей «Братство» и «Союз». Однако новая трасса газопровода Ужгород — Помары — Уренгой, впервые проходящая по водораздельным хребтам, а значит, перешагивающая через реки, ставит почти на каждом километре головоломные задачи.

Вот и пришлось бульдозеристу применить «альпинистские» приемы вождения своей машины, чтобы преодолеть одну из карпатских вершин. После обильных дождей, которыми вообще славится этот край, на крутой каменистый склон не смогли подняться основные машины — мощные трубоукладчики, выполняющие прокладку нитки газопровода. Твердая горная порода оказалась не под силу и экскаватору, прокладывающему траншею для труб. Мог бы выручить Взрывной способ разрушения скальных грунтов, но его применить было нельзя из-за опасности нарушения нормального уровня воды в реке.

Тогда-то и было решено проложить траншею по склону горы и прямо в ней наращивать нитку газопровода. За эту работу взялся бульдозерист Л. Тасота.

Поднимаясь вверх, машина семитонным ножом рыхлителя крушила горную породу. Два дня ушло на подготовку каменного ложа для трубопровода. На третий день бульдозер достиг вершины горы. Здесь водитель закрепил машину, как это делают альпинисты, переходя с одного уровня на другой. Затем к бульдозеру были присоединены тросами два трубоукладчика. Словно скалолазы в одной связке, работали мощные машины целую неделю, пока не вывели стальную нитку трубопровода на равнинное место.

Памятник бульдозеру

Взяв в помощники стальных богатырей, человек стал сильнее, человек стал могущественнее. А главное — машины позволили строить быстрее. Гигантские сооружения древности строились десятки лет. Их возводили тысячи рабов. В сравнительно недалекое от нас время, на сооружении Суэцкого канала в течение многих лет на земляных работах трудилось около 60 тысяч человек! Годы уходили иногда на возведение храмов, монастырских стен, оборонительных сооружений, на прокладку железных дорог. Годы и жизни тысяч строителей.

Теперь ни одна стройка не обходится без машин: и разравнивание территории, и рытье котлована, и насыпка дамб... Они, стальные помощники людей, появляются на строительной площадке первыми и уходят последними. Вернее, они приходят тогда, когда нет еще никакой строительной площадки, а только намечено место для нее. Они корчуют лес, засыпают болото, прокладывают подъездные пути, ровняют землю.

Так было и на месте, где теперь находится, живет своей жизнью и светит окнами домов монгольский город Эрдэнэт. В 1947 году здесь была безлюдная степь. На много километров не было жилья, лишь кочевали стада. Но пришли люди, и степь ожила. Заработал мотор первого бульдозера, разровнявшего площадку под строительство первых домов. Пришли другие машины. Месяц за месяцем работали люди и построили город, где живет теперь более 40 тысяч человек. Поднялись корпуса заводов, заработал рудник. Где открыт путь семи ветрам и простирается степь, стоит скромный бетонный постамент, а на нем — старенький бульдозер. Тот, первый, с которого все здесь начиналось. Люди не забыли о своем стальном помощнике.



© Эль-Переезд
8(926)432-06-02